Блины

Блины (кöч кöлдум, кöч пэль кöлдым, паськыд кöлдум, тупöся кöлдым) являлись празднично-ритуальной пищей. Их готовили из ячменной, значительно позднее стали использовать пшеничную муку. Жидкое тесто замешивали на молоке. Блины жарили на растительном масле на металлической сковородке. В Прилузье маслянистую смесь толченых конопляных семечек добавляли в тесто, замешанное для блинов. И, соответственно, при выпекании этих блинов не расходовали масло.

Такие блины номинировались как «кöнтуся блин» или «кöнтуся идъя блин» (букв. конопляный блин). Для них же характерна практика приготовления блинов из гороховой муки, которые назывались «öладьдя». Тесто замешивали на молоке или простокваше из смеси гороховой и ячменной муки. На Летке была характерна практика выпекания блинов из соложеного теста (чужъя блин). Для ижемцев характерна практика выпекания блинов с начинкой из творога (рыся блинней пирог).

На Выми блины укладывали горкой, и все вместе разрезали на четыре части. В других районах существовала иная практика, когда блинчики складывали вчетверо, ели их, макая в масло. На праздниках блины подавались в конце застолья. Считалось, что если подают блины - пора вставать из-за стола. В большом количестве выпекали блины на масленицу. Они выступали обрядовой пищей на тризне. Каждый из участников поминального стола должен был съесть блин.

У коми (ижемцев) существовала практика выпекания блинов, замешанных на крови животных. При забое скота кровь собирали в деревянную посуду, замораживали, а по мере необходимости использовали в пищу. Такие блины были достаточно толстыми, их номинировали как «вира блин» (букв. кровяные блины). Особой популярностью они пользовались в тундре, тесто для блинов здесь замешивали на крови оленей. Сочетание, казалось бы, несовместимых продуктов в одном изделие с точки зрения диетологии весьма оправдано, так как усвояемость растительного белка в сочетании с животным повышается. По народным представлениям, потребление таких блинов позволяло поддерживать необходимый уровень гемоглобина в крови.