Крупяные похлебки

Крупяная похлебка. Азя шыд. г. Сыктывкар. Фото Попова В.В. 2016 г.

Крупяную похлебку - азя шыд (букв. суп из борщевика) - готовили из ячменных зерен с добавлением закваски из борщевика (азь). В лексике коми языка «шыд» (суп) и «шыдос» (крупа) являются однокоренными словами. Исходя из этого, данную похлебку можно рассматривать как разновидность каши, тем более что такую похлебку готовят густой как каша. Информанты подчеркивают, что «больше положишь крупы, получится каша, меньше – суп» (Унджык кö кор пуктысяс – рок, а этшаджык кö – шыд артмас).

Крупяной суп имеет разные номинации. Кроме выше названного «азя шы», такой суп называют «шыдоса шыд» (крупяной суп), «шома шыд» (букв. кислый суп), что связано с добавлением кислой заправки из борщевика сибирского или разбавленного водой кислого теста. Жидкую крупяную похлебку из муки номинировали как «нурья шыд» (букв. суп из мякины). Ижемские коми номинировали ее как «пустовара».

В такую похлебку добавляли горох, что соотносится с одним из способов приготовления кутьи, которую готовят прилузские коми. Во время еды дети выбирали цельный горох, затем играли, говоря «тшöт али лиш» (чет / нечет). При счете «лиш» (букв. лишний) участник игры проигрывал и отдавал горох другому.

Для приготовления крупяной похлебки «азя шыд» готовят закваску из борщевика сибирского. Молодые побеги борщевика собирают весной. Подготовленные побеги складывают в деревянную посуду и заквашивают. Ячменные зерна распаривают в печи до полу готовности, затем добавляют закваску и снова ставят в печь. На стол подают со сметаной. В постные дни такой суп подают без сметаны. В результате получается густой крупяной суп с приятной кислинкой.

В современной практике закваска из борщевика заменена молочной сывороткой, простоквашей или кефиром. «Азя шыд» коми кухни представляет собой аналог русских щей, которые первоначально представляли собой кислое питье на мучной основе. В северно-русском регионе щами или постными щами называли густую похлебку из разваренного ячменного зерна. Кислая основа крупяного супа первоначально готовилась из борщевика сибирского, что сохранилось в коми названии.

При готовке крупяной похлебки использовали также конопляный сок. Вначале распаривают перловую крупу, затем добавляют конопляный сок молочно-белого цвета и снова ставят в печь с тем, чтобы все это хорошо распарилось. В результате получалась крупяная похлебка с растительным маслом – «кöнтуся шыд».

Крупяная похлебка выступала первым блюдом в рационе питания постных дней, ее наличие свидетельствовало о достатке в доме, что отразилось в поговорке «Азя шыдыд мöд муö оз на вöтлы» (Перловая похлебка на чужбину не погонит).