Обрядовое печенье

В составе традиционной выпечки коми (зырян) особое место занимает обрядовое печенье в виде фигурок животных, имеющие общее название чибö / чань (букв. жеребенок), хотя на практике выпекались различные животные. Данная выпечка представляет собой объемные фигурки лошадок, реже выпекались фигурки коровы, овцы.

Такие фигурки выпекались накануне Рождества Христова. Народное объяснение практики изготовления такой выпечки в виде лошадок связывалось с переходом постной на скоромную пищу: «С помощью этих лошадей въезжали в скоромные дни, они идут, чтобы сменить пищу. Запряженные в сани кони несут другую еду».

Использование пресного теста было продиктовано технологией, т.к. дрожжевое тесто при выпекании увеличивается в объеме и, соответственно, сложно смоделировать необходимую фигурку животного. Из пресного ржаного теста формовали объемное туловище и голову с моделировкой морды. На туловище делали четыре отверстия, в которые после выпечки вставляли «ноги» животного, изготовленные из щепок.

Сформованное изделие для выпечки располагали возле устья печи, предварительно опуская фигурки в кипяток.Последняя операция придавала хлебному изделию глянцевый вид, фигурки блестели. Процесс выпекания шел медленно, фактически тесто изделия подсушивалось на слабом жару. Формовкой изделий занимались как мужчины, так и женщины в зависимости от их художественных способностей.

Выпекали фигурки только хозяйки, окончательную доработку изделия совершал хозяин дома.Нередко лошадке приделывали миниатюрные сани (кора додь), изготовленные из подручных материалов. Готовые фигурки устанавливались возле божницы, а после их раздавали детям, которые играли этими изделиями, стараясь при этом не сломать игрушку, а затем съедали.

Фигурки, которые сохранялись в Красном углу, в обязательном порядке шли на корм домашнему скоту. В день первого выгона на пастбище скоту обязательно давали кусочек этой выпечки вместе с четверговой солью. Эти изделия имеют общую символику, связанную с предметным изображением солнечного мифа. Предметное изображение мифа уходит своими корнями в глубокую древность. Зооморфные мотивы, ярко представленные в пластике пермского звериного стиля, охватывают хронологический период I тыс. – первая половина II тыс. Мир животных нашел отражение в целом наборе культовых аксессуаров.

Предметы медного литья археологии обнаруживают изображения коня, медведя и других существ, бытовавших как в реальности, так и в воображении наших предков. Изображения коня-солнца перекликаются с мифологически близкими по смыслу образами птиц. Конские мотивы являются излюбленными мотивами народного искусства коми.

Сани для чибо. с. Куратово Сысольский район Республика Коми. Фото Панюкова А.В. 1998 г.

Обрядовое печенье «чибо» имеет четкую направленность, связанную с обеспечением благополучия всего хозяйства, в том числе и приплода скота. С помощью этих фигурок подчеркивалась значимость периода зимнего солнцестояния, который в народной культуре воспринимался как победа света над тьмой, символ зарождения и пробуждения новой жизни, символ солнца. Этот обряд архаичен и связан с продуцирующим значением ритуальной пищи, которая готовилась в переломные моменты календаря и имела магические свойства.

Практика выпекания подобных фигурок была зафиксирована только на юге и западе Республики Коми. В настоящее время традиция выпекания фигурок животных из теста утрачена.