Обрядовые каши

В обрядовой практике использовали различные каши. Чомöр/ чомер представлял собой кашу из муки/толокна, хорошо сдобренную маслом. Исходным значением слова было «дух (бог) хозяйства», «бог урожая, семейного благополучия». Информанты называют различные ингредиенты такой каши. Одни утверждают, что кашу готовили из ячменной муки, другие отмечают, что для ее приготовления использовали толокно. В одном солидарны информанты, что эта каша хорошо сдобрена сливочным маслом.

Такую кашу готовили по случаю завершения уборки зерновых культур, что нашло отражение в поговорке «Адас дорын выя рок» (На меже (в конце постати) масляная каша). В современной практике это слово обозначает угощение по случаю завершения любого дела.

Кашу из поджаренной муки (дзижа рок, дзижъя рок, сук рок) готовили преимущественно в полевых условиях, в котелках на открытом огне на лугу по случаю установки первого стога сена. В основе номинации лежит звукоподражание поджариванию муки на масле.

Технологически вначале муку обжаривали в большом количестве масла, затем разводили горячей водой, интенсивно помешивания до получения однородной массы. В результате получалась каша разной консистенции в зависимости от количества добавляемой воды, густая или жидкая, хорошо сдобренная маслом. Значительно реже ее готовили в домашних условиях.

На Ильин день варили кашу из зерен нового урожая, сдабривая ее маслом. Перед началом еды кашу «благословляли» серпом/ косой, что нашло отражение в ее номинации (чарла рок, косаа рок - каша серпа, каша косы).

В ижемских селах готовили кашу «саламат» на Петров день. На лугу возле реки собирались группами по возрастным категориям: молодежь, женщины среднего и пожилого возраста. Если в первой группе участвовали как девушки, так и юноши, то в двух последних мужчины не присутствовали. Каждый участник приносил с собой выпечку, крупу и сметану, которую сливали в маслобойку и сбивали масло.

Обязательным атрибутом этого обряда была каша, обильно сдобренная маслом. После праздничной трапезы гуляние с песнями и плясками продолжалось до утра. Наименование обряда было заимствовано от русских старообрядцев, устьцилемов, проживающих на сопредельной территории.

Фактически, приготовление выше перечисленных каш связано с сельскохозяйственными работами (уборка зерновых или сенокосом), т.е. они (каши) связаны с обрядами, мифологическая основа которых связана с культом растений и земледелия в целом.

По случаю завершения жатвы готовили обрядовое блюдо из творога с толокном (клюпа).

Кашицу из ячменной муки (помеч, помоч) готовили для работников, пришедшим на так называемые помочи, что и отразилось в ее названии.

Куття - кутья, ритуально-поминальная каша, сваренная на воде с добавлением ягод для сладости, позднее ягоды были заменены изюмом. Первоначально такая каша готовилась из ячменя, позже его заменили рисовой крупой. В южных районах такую кашу называют «макуття» (букв. кутья с медом) или «ма» (мед). Такая номинация подчеркивает то, что кутья должна быть сладкая.

В Прилузье кутья вариться из смеси овса и гороха, хотя номинируют ее как «ма» или «макуття», реже используют словосочетание «анькытша куття» (гороховая кутья). Кутью готовили и с использованием конопляного сока. Предварительно распаренную крупу заправляли конопляным соком молочно-белого цвета.