Калачи

В Прилузье и на Средней Вычегде отмечена практика выпекания сдобных калачей, тесто для которых замешивалось из ржаной, ячменной или овсяной муки, что нашло отражение в их номинации. Так, калачи из ржаной муки назывались «сюа калач», из овсяной – «зöрья калач», из ячменной – «идъя калач». В Прилузье такие калачи называли «горыш» точно также как и сдобные сочни, что, скорее всего, отражает факт использования сдобы при замесе теста для этого типа выпечки.

Сформованные калачи заваривали в горячей воде, а затем шел процесс выпекания возле устья печи. Процесс заваривания теста в горячей воде делал эту выпечку мягкой. Выпечка калачей сопоставима по технологии с процессом выпекания фигурок животных «чибö», отличие наблюдается на стадии приготовления теста. В первом случае оно сдобное, во втором – пресное.

В Прилузье сдобные калачи назывались еще и «кока нянь» или «кокур». В русской традиции слово «кока» использовалось для обозначения куриного яйца, и, соответственно, «кокура» или «кокурка» означает сдобную выпечку, шаньгу, бублик. В коми языке для обозначения яйца используется слово «кольк», иногда – «кока», «кокушко», но в Прилузье яйца называют «позтыр» (букв. полное гнездо). Тем не менее, калачи из сдобного теста, при замесе которого использовались яйца, называют «кока нянь», «кокур».